Спустя годы Луи де Фюнес остается одним из самых любимых актеров
Карлос Луи де Фюнес де Галарза родился 31 июля 1914 года близ Парижа в городе Курбевуа. Его предки переехали во Францию из Севильи. Будущий актер родился в семье адвоката и был последним из трех детей (старший брат Шарль погибнет на полях сражений Второй Мировой, а сестра Мина проживет долгую, но заурядную жизнь, не связанную с шоу бизнесом).
......Семья была не богатой, но обеспеченной. По крайней мере, денег хватало, чтобы оплачивать занятия детей музыкой и рисованием. Маленький Луи преуспевал и в том и другом, внушая своим учителям мысли, что его ждет блестящая карьера художника или музыканта. Но самым любимым занятием Луи было часами простаивать перед зеркалом и корчить невообразимые гримасы, подражать голосам знакомых и родственников, пародировать их манеру ходить. Родители не были в восторге от этого увлечения и, конечно, никто представить не мог, что спустя полстолетия на этими ужимками будет смеяться вся Европа.
......Все резко изменилось, когда неожиданно в душе главы семейства проснулся дух авантюризма и жажды легкой наживы. Оставив свою юридическую практику, Фюнес-старший отправляется на золотые прииски Южной Америки. Домой он возвращается без обещанных богатств и с признаками туберкулеза, который вскоре сведет его в могилу.
......После смерти отца думать о продолжении образования даже и не стоило. Оставив школу, Луи очень быстро находит работу по объявлению в местной газете: он становится аккомпаниатором в ночном клубе. Вот где пригодились уроки музыки! Теперь он ведет «ночной» образ жизни, наигрывая на рояле для подвыпившей публики популярные мелодии. Работа была не пыльная и оплачивалась не хуже и не лучше многих других. По видимому, музыкантом он был действительно хорошим, вскоре его приглашают выступать в других клубах и к середине 30х годов он- местная знаменитость. Правда, позднее актер очень не любил вспоминать этот период своей жизни и только однажды обмолвился в интервью, что мол, наблюдать за ярким калейдоскопом посетителей этих заведений было очень забавно и многое из увиденного он потом использовал в своей работе над ролями.
......Начинается Вторая Мировая Война. Фюнес не попадает на фронт, не смотря на всеобщую мобилизацию. Позже он объясняет это проблемами со здоровьем (хотя в 70х годах в «желтой» прессе будет активно муссироваться слух, что великий актер просто «откосил» от службы). Как бы там ни было, вместо армии Луи поступает в актерскую школу. Его угнетает мысль провести остаток жизни за роялем в ночном клубе и он решает начать карьеру актера. Сейчас нам трудно это представить, но будущая звезда комедий намеревался работать в амплуа «героя любовника». Эти фантазии были высмеяны преподавателями, которые посоветовали ему переключиться на роли комических стариков (или даже старух). Уязвленный и оскорбленный Луи возвращается на работу аккомпаниатора, но мечты о сцене не оставляет и вскоре сам устраивается в один из Парижских театров артистом массовки. Особого внимания на него не обращают и несколько лет он исполняет роли, которые на жаргоне артистов называются «быть пятым грибом на десятой грядке».
......В этот же период он знакомится в Жанной де Мопассан- дальней родственницей великого писатели Ги де Мопассана и, следовательно, представительницей французской обедневшей аристократии. Она становится второй женой актера в 1943 (первый скоротечный брак случился еще в 30х годах и не оставил никаких заметных следов в жизни Фюнеса). Правда, в качестве приданного Жанна получает настоящий замок, но здание порядком обветшало, требует ремонта, на который нет денег, а продавать этот антиквариат она отказывается: семейная реликвия.
......Жизнь делает неожиданный поворот в 1945. На станции метро Луи сталкивается с Даниэлем Желином – своим шапочным знакомым по актерской школе. Они успевают переброситься парой фраз, когда подходит поезд, и прежде чем двери вагона закроются Даниэль говорит: »Позвони мне, я могу помочь с работой». Так для Фюнеса открылась дверь в кино. Хотя это было больше похоже на щелку. Начиная с первого появления на экране в 1945 и до 1954 Фюнес снимается очень много ( 50 фильмов за 9 лет!), но это исключительно микроскопические роли из двух-трех фраз или вообще без слов: иногда он просто открывает дверь на заднем плане. Правда, иногда режиссеры ставят его лицом к камере и он умудряется продемонстрировать одну из своих гримас, но эти кадры обычно вырезают при окончательном монтаже.
......Дорога к вершине – главным ролям и огромным гонорарам- была извилистой и долгой. Чтобы содержать семью (у него к тому времени уже двое сыновей, один из которых впоследствии станет врачом, а другой пилотом Эир Франс) Фюнес соглашается на любую работу. По утрам он занят на дубляже иностранных картин (его голосом «разговаривают» многие звезды итальянского и американского кино), после обеда съемки (очередной эпизод в каком-то фильме), а вечером он по прежнему работает в театре. Теперь он уже дорос до ролей «первого гриба на второй рядке».
......Прорыв произошел в 1956, когда Фюнес получил заглавную роль в картине «Путешествие по Парижу», где он сыграл спекулянта, промышляющего на черном рынке. Именно после этой роли критики и зрители начинают говорить о нем как о актере, наблюдать за которым- значит смотреть настоящий фильм в фильме. Окончательно утвердиться в звании самого выдающегося комика своего времени Фюнесу помог следующий фильм «Ни видел и не знал» (1957).
......Параллельно он продолжает работать в театре, где теперь специально для него пишут пьесы, одна из которых стала визитной карточкой актера. В 1959 Луи де Фюнес появляется на сцене в спектакле «Оскар», где играет главу буржуазного семейства, шокированного известием о романе своей дочери с шофером. Каждый вечер он выходит на сцену, подготовив для публики новый набор гримас, ужимок и трюков. Зрители никогда не знают заранее, что их ожидает. Пять лет спустя он триумфально повторит эту роль в кино. И много позже, в 70х, будет возвращаться к этой пьесе, участвуя в ее постановках в различных театрах Франции, каждый раз что-то изменяя в рисунке роли, бесконечно меняя манеру поведения своего персонажа.
......В 1964 на экраны выходит «Жандарм из Сен Тропе»- начинается эпоха Луи де Фюнеса. С этого момента и вплоть до самой смерти он безраздельно царствует на киноэкране- самый востребованный зрителями и режиссерами актер. За один фильм он получает больше, чем Ален Делон и Ж-П Бельмондо вместе взятые. Популярность, при жизни перешедшая практически в культовое обожание, имела и негативное влияние на карьеру Фюнеса. Достаточно поздно став знаменитым, он спешил «ковать железо пока горячо» и соглашался практически на любые предложения. Его им на афише всегда гарантировало кассовые сборы, но на один действительно стоящий фильм, сделанный в 60х-70х годах приходилось несколько откровенно посредственных, которые забывались зрителями сразу после премьеры. Достаточно вспомнить многочисленные продолжения эпопеи о жандарме- история, которая с каждой новой серией становилась все хуже и хуже.
......Из фильма в фильм Луи де Фюнес создавал на экране образ тщеславного маленького человечка, который вообразил себя центром вселенной и не замечает, что может в любой момент рухнуть со своего пьедестала. Готовясь к роли, актер как в детстве, стоял часами у зеркала, доводя свою мимику до совершенства, оттачивал каждое движение до миллиметра. При этом в интервью он часто жалуется, что самое трудно для него- заучивать текст. «Зачем атк много говорить?- вопрошает он,- ведь можно все объяснить жестами, мимикой».
......В карьере актера значительную роль сыграли два режиссера: Жерар Ури и Клод Зиди. Первый стал создателем сериала о жандармах из Сен Тропе и снял ставшие легендарными анти-военный фарс «Большая прогулка» (1966), историческую комедию «Мания величия» (1971) а так же «Приключения Раввина Якова» (1973)- фильм, который специалисты сейчас называют лучшей работой Фюнеса в кино и одной из лучших комедий в истории французского кинематографа.
......Разрыв с Ури был болезненным и сопровождался выяснением отношений и дележом крупных денежным сумм. В одном из интервью актер, отвечая на вопрос «что вы больше всего любите», скажет: «деньги и еще раз деньги». Деньги, действительно, были нужны. Например, для ремонта семейного замка, где теперь жила семья актера.
......В последний период жизни Луи де Фюнес сотрудничает с Клодом Зиди, который специально под него делает «гастрономическую» комедию «Крылышко или ножка» (1976) и семейный фарс «Склока» (1977).
......В 1980 сбывается мечта всей жизни Луи де Фюнеса: вместе с Жаном Жиро они экранизируют пьесу Мольера «Скупой». Фюнес выступил соавтором сценария и по сути был вторым режиссером. К сожалению, фильм, изначально задуманный как бенефис Фюнеса, не был оценен публикой. Многочасовой эпос (из пьесы не было выброшено ин одного слова) оказался слишком громоздким и сложным, чтобы его смог вытянуть на себе даже такой актер как Луи де Фюнес.
......У Жиро Фюнес сыграл свою последнюю роль, для которой он вновь облачился в форму французского жандарма. «Жандарм и жандарметки» вышли в прокат в 1982, а 27 января 1983 великий французский комик скончался от острой сердечной недостаточности в своем замке.
......Спустя годы Луи де Фюнес остается одним из самых любимых актеров во Франции и далеко за ее пределами. Во Франции существует «Общество друзей Луи де Фюнеса», на DVD издана гигантская коллекция фильмов с его участием, включая ранние малоизвестные работы (в общей сложности около 100 фильмов).
......В 1998 портрет Луи де Фюнеса появился на почтовой марке достоинством 3 франка.
......В 2005 году сыновья актера Патрик и Оливье де Фюнес выпустили сборник воспоминаний о своем легендарном отце.