МАЭСТРО СМЕХА
В ПЕРЕРЫВАХ МЕЖДУ СЪЕМКАМИ ЛУИ ДЕ ФЮНЕС РАЗВОДИЛ РОЗЫ
Ушедший двадцать лет назад из жизни замечательный французский актер Луи де Фюнес продолжает напоминать о себе в регулярно появляющихся на экранах наших телевизоров фильмах, которые, как и раньше, вызывают у зрителей беззаботный смех. Зная многие фильмы с участием де Фюнеса, поклонники таланта актера имеют весьма смутные представления о его личной жизни, которая, как выясняется, не менее интересна, чем похождения его самых эксцентричных героев.
Многие считают, что он принадлежит к знатному роду испанских грандов, ведь не случайно его полное имя невольно внушает уважение к этому человеку - Луи Жермон де Фюнес де Галарца. Но, оказывается, несмотря на столь звонкие инициалы, он не был аристократом, человеком голубых кровей, как об этом нередко писали журналисты. Его отец, родившийся в Севилье, занимался адвокатской практикой. Однажды он похитил девушку из проживавшей в Мадриде добропорядочной семьи и укрылся с нею в парижском предместье Курбевуа. Похищенная и оказалась матерью Луи де Фюнеса.
Отец, будучи дальтоником, тем не менее решил заняться торговлей изумрудами, но очень скоро разорился, после того, как ошибочно передал партию драгоценных камней нечестному клиенту, который поспешил скрыться с ними. Поэтому нет ничего удивительного в том, что позднее сын так блестяще сыграл Гарпагона в фильме "Скупой", поставленном по одноименной пьесе Мольера. Главный герой пьесы тоже сильно переживал по поводу того, что у него похитили шкатулку с ценностями.
Но, как бы там ни было, беглецы-супруги сумели быстро освоиться в Париже и даже родить мальчика Луи, который, став взрослым, рассказывал, что унаследовал от отца дух авантюризма, а у обожаемой мамы неуемный южный темперамент. Но не родителям обязан де Фюнес своей актерской карьерой. Прежде чем прийти в мир кино, он работал пианистом в ночном баре, а потом судьба улыбнулась ему - стал сниматься в кино. Начав с эпизодических ролей, он впоследствии утвердился в качестве ведущего комика французского кинематографа. А ведь ему приходилось соперничать с такими блестящими актерами, любившими сниматься в комедиях, как Бурвиль и Жан Габен. Со временем они превратились в его партнеров.
Но знаменитостью ему помогла стать его любимая супруга Жанна Бартелеми де Мопассан, правнучка великого французского писателя. Они поженились в 1943 году. "Это моя мама сделала из отца того, кем он стал", - рассказывал сын актера Патрик. Она была для него одновременно режиссером, импресарио и даже партнером по фильмам. Ни один режиссер не мог так воздействовать на отца, как мама. Во время съемок сделавшего его знаменитым фильма "Не пойман - не вор" режиссер Жюль Боркон, чтобы справиться с темпераментом отца, решил пригласить маму, согласившись даже оплачивать ей съемочные дни. И его расчет оказался верным, ибо отец снимался только для нее и не мог работать, если ее не было рядом. Они жили друг для друга".
Сам Патрик работает врачом, а его младший брат Оливье, который при жизни отца пробовал себя в качестве актера и даже снялся вместе с ним в пяти фильмах, со временем переквалифицировался в пилоты гражданской авиации, придя к выводу, что кино и театр - не его дело. Оба брата провели детские годы вместе с родителями, в родовом замке их матери Клермон, насчитывавшем 175 окон. Отец старался держать детей в строгости. Но он обожал своих сыновей, и за его казавшейся строгой назидательностью скрывалось доброе, любящее сердце. Воспитывая детей, Луи не забывал и о разведении роз, которых было очень много в саду замка. Он считался опытным агрономом, слыл за ярого противника использования химических удобрений в садоводстве.
Человек, который любит своих детей и цветы, не может быть равнодушным к людям вообще. И действительно, Луи де Фюнес много помогал нуждавшимся актерам и режиссерам, в особенности тем, кто находился не у дел или на пенсии, - он нередко добивался возвращения забытых коллег на съемочную площадку. Ему нравилось шутить, хотя иногда остроты носили мрачный характер. После перенесенного в 1975 году первого инфаркта он отправил одному из друзей якобы свою кардиограмму, полностью состоявшую из прямых линий... "Отец, - вспоминает Патрик де Фюнес, - очень любил своих зрителей, но опасался восторженных доброжелателей, зная, что их вкусы быстро меняются, как и мода в кино. Помните, часто повторял он, что именно добропорядочные люди похоронили Мольера ночью, не решившись сделать это днем".