Луи де Фюнес - гений смеха
Один из французских журналистов, придя брать интервью у Луи де Фюнеса, с недоумением отметил: "Трудно представить, что этот маленький, очень серьезный человек заставляет смеяться всю Францию" и добавил: "весь мир".
Весь мир забавлялся похождениями смешного жандарма Крюшо ( "Жандарм в Нью-Йорке") и инспектора Жюва в сериале "Фантомас". Успех де Фюнеса был настолько велик, что фильмы с его участием все чаще получали продолжение. Снимается вторая часть "Фантомаса", делается следующая серия "Жандарма". Жерар Ури, поставивший "Разиню", приглашает Бурвиля и де Фюнеса в картину "Большой кутеж", в которой в отличие от предыдущей "чистой" комедии явственно звучат антифашистские нотки.
Мы знаем, каков де Фюнес на экране. А каков он в жизни? Здесь стоит упомянуть высказывание Катрин Денев: "Ни одна женщина в мире не захотела бы иметь этого карлика своим любовником". Но известная актриса, видимо, только визуально знала Луи. Он любил женщин и они дарили ему свою благосклонность. Ходили слухи, что де Фюнес был даже изощренным сексуальным монстром, который "брал" женщин наглостью, чувствительностью и неистовым напором - тут сопротивление бесполезно.
На театральных подмостках он тоже представлялся актером удивительной силы, ослепительным танцором, который, казалось, парил над собственными возможностями, превосходя все ожидания и давая публике в десять раз больше того, на что она смела надеяться. И при этом он умел всегда поразительно экономить усилия, потому что в любой момент ему предстояло все начать сначала... Маленький гигант большого секса - так бы мы сейчас охарактеризовали его энергетический талант. Но в промежутках между пароксизмами возникала сдержанность.
Правда, она в его детстве напрочь отсутствовала: трудно было предположить, что из хулиганистого, неказистого, щупленького мальчишки вырастет гениальный артист и завзятый Казанова. Отец Луи Карлос де Фюнес де Галарз - обедневший потомок знатного испанского рода - не возлагал на сына больших надежд и ... отпустил на волю. Тот после школы перепробовал немало профессий: был посыльным, оформителем витрин, помощником портного. Но отовсюду его выгоняли за нерадивость и хулиганские проделки. Эдакий маленький наполеончик со своими амбициями.
Рост у Луи действительно был метр с кепкой - до того мал, что его признали негодным к строевой службе. Соответственно и девушки его обходили стороной. Представьте себе, каково было шестнадцатилетнему Луи, когда первая любовь - ею стала юная соседка-красавица Элинор - потерпела крах: она даже не смотрела в его сторону. А ведь он посвящал ей стихи, со своей скромной зарплаты покупал роскошные букеты. Гордая испанка зло посмеялась над юношей, заявив, что своей внешностью он только отпугивает клиентов отца - в то время Луи работал в его мастерской чертежником.
Площадь Пигаль - вот что освободило де Фюнеса от комплексов - первый в своей жизни сексуальный опыт он получил именно там от продажной женщины. С тех пор де Фюнес навсегда остался циником и не искал ответной любви, он жаждал только наслаждений.
В 1941 году Луи встретил Жанну Бартоломьи. Познакомившись с ней на актерских курсах, он не был в восторге от своей невесты, но она стала единственной женщиной, готовой отдаться ему, не требуя за это деньги. Через год они поженились: родители Жанны - буржуа - очень мечтали получить дворянский титул, который унаследовал Луи.
Луи не любил жену, но тем не менее о семье заботился - в оккупированном фашистами Париже устроился кладовщиком и воровал для беременной жены продукты. Первенец Патрик появился в ноябре 1944 года. В то время де Фюнес работал тапером на площади Пигаль. Часто всю свою зарплату он спускал на проституток. По иронии судьбы его первым фильмом стал "Не пойман - не вор".
С годами характер де Фюнеса совсем испортился. Он мог запросто поссориться с режиссером и продюсером, с коллегами-актерами. Он стал скуповат и брюзглив. Теперь Луи улыбался только перед камерой или на сцене, в жизни он был мрачен. Улыбку у него могла вызвать только любимая внучка, дочь младшего сына Оливье. К концу жизни актер поселился в замке Шато де Клермон на берегу Луары, который когда-то принадлежал самому Ги де Мопассану - выбор неудивителен. Тяжелый инфаркт настиг Луи прямо на сцене. После него, прожив еще некоторое время, лелея розы в собственном саду и виноградники, маленький человек - большой актер в 1983 году ушел из жизни навсегда. Навсегда ли? Ведь мы по-прежнему смотрим фильмы с его участием.